Пижонов просят не беспокоиться. Мотоциклы Laverda

Иные журналисты в 70-х годах характеризовали мотоциклы итальянской марки Laverda как слишком капризные. Думаю, эти иные — снобы, им все равно кого или что поносить — лишь бы выпендриться. Я же считаю, что эти машины выносливы, как трактора. Что объяснимо, ведь главная специализация компании — производство сельхозтехники. Даже сегодня аппараты, которым под сорок, исправно возят хозяев, в том числе в странствиях.

Laverda 02
Laverda SFC разгонялась до 215 км/ч, весила она 223 кг. Ее окрашивали в оранжевый цвет — чтобы была заметнее в ночных гонках.

Владельцы мотоциклов этой марки — люди какие-то особенные. Такие, как Алан Чок, инженер-электрик из Лос-Анджелеса. Когда-то он коллекционировал и реставрировал Ducati. Казалось бы!.. Но в один прекрасный день переключился на Laverda. У него целый табунчик итальянских кобылок. Laverda RGS 1984 года, ее Алан купил новой, затем Jota 1981 года, SFC 1974-го, а недавно пополнила коллекцию Laverda 750F2 1973 года.

Именно RGS (что расшифровывается как Real Gran Sport — нечто вроде «спорт для этой жизни») служит байком на каждый день: Алан накатал на нем почти 18 000 км. Еще бы: это едва ли не единственная Laverda, к которой хоть в какой-то мере применимо понятие «комфорт». Мотоцикл оборудован приличным обтекателем, багажными кофрами и — приятная мелочь — заправочной горловиной автомобильного типа (под лючком). Плюс мощный 1000-кубовый 3-цилиндровый двигатель. В этот мотор Алан вживил распредвалы от модели 4С да новый реле-регулятор — вот и все замены более чем за 20 лет.

Но самый харизматичный (хотя и самый неудобный для водителя) в коллекции — SFC 1974 года. Он достался Алану в виде оплавленного сгустка пластика и стали: «Когда я узнал, что продается какая-то редкая Laverda, связался с владельцем. Им оказался пижон, разъезжающий на чоппере, он даже не понимал, что за ценность в его в руках. Правда, в том виде, в каком пребывал аппарат, его никто не оценил бы: машина была сгоревшей. Пожар случился так: мотор вибрировал настолько сильно, что стеклопластиковый бак треснул, бензин пролился прямо на горячий двигатель и… Чтобы реставрировать мотоцикл, мне пришлось купить еще полдюжины Laverda».

Алан, кроме прочего, установил на SFC немецкое электронное зажигание: «С начала 70-х Laverda комплектовали электрикой от Bosch, лучшей в то время. Но какие же огромные эти стартер и генератор — ведь они такие же, как и на автомобилях Volkswagen! Эти мощные агрегаты итальянцы выбрали потому, что их дорожные мотоциклы являлись версиями машин для многочасовых соревнований на выносливость. А тем требовался мощный генератор, чтобы освещать трассу во время ночных гонок, а также и стартер, потому что субтильные итальянские гонщики просто не смогли бы провернуть мотор киком. Зато как выносливы аппараты! В этом отношении они схожи с BMW!»
Спрашиваю Алана, а каково ездить на Laverda SFC? Тот чуть не смеется: «Пытка! Я даже не могу как следует пристроить ноги на подножках, ведь он проектировался в расчете на итальянских гонщиков — стройных, как игла. Такие мотоциклы в Европе покупали гонщики-любители, отсюда его обычное оснащение — глушители-мегафоны, руль типа clip-on да тахометр. А уж как он вибрирует… Взгляд невозможно сфокусировать!»

Мотолюбители во всем мире превосходно знают итальянские марки Ducati, Moto Guzzi, MV Agusta, Aprilia. Laverda им известна куда хуже. Доходит до парадокса: по словам Алана, в Европе Laverda более популярна в Голландии, Германии или Англии, нежели в самой Италии. На дорогах Апеннинского полуострова вы их не увидите, уж не знаю почему. А вот в Великобритании клуб Laverda объединяет около тысячи владельцев. Не в Италии, а у одного голландского парня самая большая в мире коллекция Laverda — больше сотни машин!
ИСТОРИЯ LAVERDA

Франческо Лаверда, основатель компании, вел успешный бизнес — фирма производила сельхозтехнику в городе Бреганца, что в Северной Италии. После Второй мировой войны необычайно вырос спрос на дешевые транспортные средства, и в 1947 году Франческо спроектировал легкий 75-кубовый мотоцикл. Горные дороги вокруг Бреганцы послужили отличным полигоном для испытаний, да и в соревнованиях эта «стрекоза» выступала великолепно. Так, в популярной в те годы дорожной гонке Милан-Таранто в 1953 году гонщики на Laverda заняли 14 первых мест в классе 75 см3. В следующем дебютировала не менее успешная 100-кубовая модификация.

Новый этап наступил в 60-е, когда сын Франческо, Массимо, спроектировал мотоцикл большой (по тем временам) кубатуры. Он взял за образец превосходный 2-цилиндровый японский мотоцикл Honda CB77, но не только резко увеличил рабочий объем (с 300 до 650 см3), но и заложил прямо-таки тевтонский запас прочности. 52-сильная модель пошла в серию в 1968 году, вскоре ее сменила 60-сильная 750-кубовая, а в 1972 году вышла на трассы знаменитая 750SFC (70, позднее 75 л.с). Первоначально она предназначалась только для гонок, но поскольку успехи на треках приводят к росту продаж, то вскоре на сборке пошла дорожная версия. За десять лет всего было сделано примерно 19 000 двухцилиндровых Laverda, в том числе 456 SFC. Многие до сих пор считают «твины» лучшими машинами марки, а потому называют их «мотоциклетными Lamborghini».

Laverda 07
Laverda 750SF2 — «мирная» версия «злобной» SFC.

Вдохновленный тем, что Honda успешно продавала 4-цилиндровый СВ750, в 1972 году Массимо предоставил покупателям выбор — предложил им свою новую модель из того же класса с 980-кубовым 3-цилиндровым двигателем мощностью 80 л.с. (при 7200 об/мин) и «максималкой» 205 км/ч.

А в 1976 году дебютировала модификация jota — в то время самый быстрый серийный мотоцикл в мире: 225 км/ч. Jota победоносно выступала в гонках: в 1976, 1978 и 1979 годах в ожесточенной борьбе с японскими и английскими марками выиграла чемпионаты Великобритании для серийных машин.
Пижонов просят не беспокоиться. Мотоциклы Laverda.

Laverda экспериментировала даже с моторами совсем необычной для мотоцикла конфигурации: V6! Такой двигатель с жидкостным охлаждением, двумя распредвалами в каждой головке и шестью карбюраторами спроектировали главный конструктор компании Лучано Дзен и перешедший из Maserati инженер Джулио Альфиери. Мотоцикл дебютировал в 1977 году на мотор-шоу в Милане, но, хотя на него возлагались большие надежды, на гоночной трассе он появился всего один раз. Это было во Франции, на гонке Bol d’Or 1978 года. Машина разогналась до скорости 290 км/ч, но сошла с дистанции из-за поломки.

www.motovelosport.ru
Теги: 456 sfc laverda real gran sport байк двигатель зажигание итальянская марка коллекция мотоцикл стеклопластиковый бак чоппер

0 | 07-07-2009